Федеральный государственный образовательный стандарт

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования.

Что такое Федеральный государственный стандарт  общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования  образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

ФГОС  выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. 

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Стандарт предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. 

Предметные включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт, специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово.

Выпускник получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства.

Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Урок по - прежнему является основной формой организации учебного процесса. При этом ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе Интернет.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – все-таки на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и т. д. 

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году – к этому времени те дети, которые пришли в первый класс в 2011 году, станут пятиклассниками.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) http://standart.edu.ru/

Что такое новый стандарт?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, размещен по адресу: http://минобрнауки.рф/документы/922.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, размещен по адресу: http://минобрнауки.рф/документы/938.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, размещен по адресу: http://минобрнауки.рф/документы/2365.