ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЕСЕНИНИАНА

 Галина Фокина,

 заместитель директора по учебной работе средней общеобразовательной школы №43

 (г. Рязань)

ОПЫТ УЧАСТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОРОДСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ «ВОСПИ­ТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЛЕДИЯ С.А. ЕСЕНИНА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-СОЦИУМ»

Современные реалии развития общества требуют выработки новых подходов к вос­питанию детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года, в статье 2 говорится, что «воспитание - деятельность, направлен­ная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации об­учающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». К сожалению, в настоящее время воспитанию уделяется недостаточно времени на всех уровнях образования. Между тем, целенаправленное воспитательное воздействие очень важно для становления личности ребенка, его психологического, духовно-нравственного, творческого, физического и интеллектуального развития, его социализации. Реализация идеи о приоритетности воспитания в образовании возможна посредством создания вос­питательного пространства школы.

В 2012 году наша образовательная организация начала работать в режиме городской экспериментальной площадки: «Воспитательный потенциал наследия С.А. Есенина и его реализация в системе «школа-социум»». Научный руководитель - О.Е. Воронова, профес­сор Рязанского государственного университета, руководитель Научно-методического цен­тра по изучению и пропаганде наследия С.А. Есенина РГУ имени С.А. Есенина.

В качестве приоритетных задач мы рассматриваем:

  •  приобщение подрастающего поколения к духовно -нравственным ценностям твор­чества С.А.Есенина;
  •  раскрытие нравственно-педагогического потенциала творчества С.А.Есенина в практике современной школы;
  •  укрепление общественного статуса школы в глазах родительской общественности и населения прилегающей городской территории.

С одной стороны, школа - это часть социума; с другой - она сама создает определенную среду для развития и воспитания находящихся в ней людей (не только школьников, но и педагогов, и родителей, а также привлекает к воспитательному процессу население близ­лежащей территории); с третьей - школа является особым институтом, организацией, призванной выполнять предписанные государством функции.

Какие результаты мы ожидаем получить в ходе эксперимента? Это:

  • вовлечение всех участников образовательного процесса через творчество нашего ве­ликого земляка в активное гражданское становление и развитие личности патриота своей страны в широком смысле слова;
  • развитие различных форм, методов, средств педагогического влияния на граждан­ское становление и духовно-нравственное развитие учащихся школы;
  • развитие информационных, научно-методических, учебно-воспитательных, мате­риальных, управленческих ресурсов;
  • расширение взаимодействия школы с родителями и населением близлежащей го­родской территории.

 Задачей педагогов является не передача некой суммы знаний о Есенине, а поиск но­вых современных форм и методов работы, направленных на развитие и личностный рост каждого ученика, духовно-нравственное развитие всех субъектов образовательного про­странства школы. Изучая есенинское наследие в рамках инновационных учебно-воспита­тельных программ, дети оказываются вовлечёнными в исследовательские проекты и твор­ческие занятия, активно используют ИКТ и интерактивные методики, школьное радио, телевидение и газету. У нас появилась новая форма работы «Музей в чемодане»: учащиеся проводят выездные экскурсии школьного музея С. Есенина для воспитанников детских садов, для ветеранов. Школьники выступают на различных городских и областных есе­нинских площадках.

В рамках опытно-экспериментальной работы в прошлом году было проведено социо­логическое исследование на тему «С. Есенин глазами трех поколений». Учитель русского языка и литературы С.Н. Мукомолова обобщила материалы всех интервью и представила результаты исследования на Международной научной конференции, посвященной 118-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина. Стоит отметить, что для каждого участника опроса Есенин по-своему близок и дорог.

Мы уверены, что этот инновационный проект позволит повысить общий уровень куль­туры населения близлежащей территории. Он призван способствовать борьбе с бездухов­ностью, безвкусицей, скудостью языка и мысли подрастающего поколения. Эксперимен­тальная площадка, прежде всего, дает возможность осмыслить происходящее, подвести итоги сделанного, наметить перспективы развития школьного образовательного про­странства. С учетом новых требований это очень непростая задача, но очень важная, ведь речь идет о том, каким вырастет человек, с чем будет идти по жизни.

 

Декламация стихотворений на городском празднике «День рождения С. Есенина». 2013 год

45.JPG

Выступление вокальной группы «Школьное время» на городском празднике «День рождения С. Есенина». 2013 год

3434.jpg

Выступление учащихся школы № 43 на городском празднике  «День рождения улицы Есенина»

3423.jpg

Ученица 11 класса Екатерина Тимощенко исполняет авторскую песню на городском празднике «День рождения улицы Есенина»

Светлана Мукомолова,

учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы N°43

(г. Рязань)

 ШКОЛЬНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ЕСЕНИН ГЛАЗАМИ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ МОЕЙ СЕМЬИ»

3 октября — день, когда вся Россия чтит память нашего великого земляка Сергея Александровича Есенина. Для учеников, их родителей и учителей школы № 43 этот день особенный. Школьный музей Есенина, улица, на которой расположена школа, а теперь и городская экспериментальная площадка «Воспитательный потенциал наследия Есенина и его реализация в системе «школа — социум»» — всё это этапы работы коллектива учите­лей, школьников и их родителей по изучению жизни и творчества поэта. Но жизнь не сто­ит на месте, поэтому день рождения С. Есенина теперь стал для нас и праздником, который собирает в стенах школы различные поколения людей, влюблённых в творчество поэта. Поводом для появления такого праздника стало социологическое исследование «Есенин глазами трёх поколений нашей семьи», проведённое в ученической среде учителями на­шей школы. В этом исследовании приняли участие 416 учащихся школы, 387 родителей и 249 бабушек и дедушек учеников, большинство из которых проживает на территории микрорайона. Целью этого школьного социологического исследования стала необходи­мость выяснения, что значит имя нашего знаменитого земляка для нескольких поколений людей. Нам хотелось узнать, чем дорого имя Есенина старшему поколению, есть ли раз­личия и сходства в восприятии жизни и творчества поэта у детей и их родителей.

Нужно сказать, что все участники опроса с большим желанием поделились с нами своими мыслями по поводу жизни и творчества Сергея Есенина. Для большинства опра­шиваемых имя Сергея Есенина связано прежде всего с его стихами о природе. А самым интересным было то, что мнения трёх поколений оказались едиными по поводу значимо­сти таланта поэта в истории русской литературы и культуры. Для каждого: и подростка, и родителя, — Есенин по-своему дорог и близок.

Все опрошенные, независимо от возраста, восхищаются талантом и гениальностью

Сергея Есенина, называя его Великим поэтом.

«Для меня Сергей Есенин — гордость земли рязанской, одарённый Богом человек и на­стоящий гений стихотворного слова. Стихи его просты и гениальны. Они уникальны тем, что их невозможно перевести на другой язык. В них живёт душа русского народа. Мне ка­жется, что в нашей стране нет ни одного человека, который не знал бы пары строк из про­изведений Сергея Есенина», — пишет бабушка ученицы 10 класса Натальи Дындарь Ли­дия Фёдоровна Капшивая.

«Настоящая поэзия. С.А. Есенин — это талантливейший из поэтов! У него очень живые и красивые стихи. В них можно прочувствовать мысль, настроение и даже ощутить «запах мёда и яблок». Он не стеснялся показать в них себя, свою душу, свою слабость, свою боль, свои сомнения, свою любовь», — написала мама ученицы 4 класса Ю.Н. Лоос.

Р.В. Федулов, папа ученицы 4 класса, ответил так: «С.А. Есенин — великий русский поэт, сын земли Рязанской. Его произведения пронизаны любовью к Родине — России. За тот ко­роткий жизненный срок, который был отмерен ему свыше, он создал большое количество гениальных произведений. Недаром мы, его потомки, помним его и его творчество».

Мнение бабушек и родителей о таланте Сергея Есенина поддерживают и ученики: «С.А. Есенин — великий поэт. Он показал в стихах свою любовь к Родине, природе. Это человек, который написал множество стихов и поэм. Из них я люблю стихи о природе.

Я горжусь тем, что родился на земле Есенина, и мне очень нравится, что я живу на улиц е С.А. Есенина» (Калинин Андрей, 4А).

Более кратко, но очень метко отвечали на вопрос о том, что значит для них С. Есенин и его творчество, учащиеся 11 класса: «Поэзия Есенина — могучее духовное орудие» (Ба- рычев Владимир]; «Талант его в том, что он мог выразить огромную мысль одной фразой (Дохина Ксения); «Сергей Есенин искренен в любви ко всему живому и, конечно, к своей родине. Его поэзия научила меня волноваться по-есенински. Сколько бы раз я ни перечи­тывала Есенина, не перестаю удивляться: как он, простой рязанский юноша, мог писать стихи так, что хочется их пропеть» (Блохина Елена).

Многие из опрошенных вспомнили о человеческих качествах нашего известного земляка, особенно часто говорили представители трёх поколений о широкой русской душе поэта.

«Душа! Широченная русская душа! Он многогранен и очень любвеобилен. Он дарит, и ему дарят. И будут любить его очень долго, пока есть любовь к маме, к берёзам, к родно­му дому.», — делится своими мыслями ученица 4 класса Лоос Анастасия. А мама ученицы ЗБ Мазурак Анна Александровна пишет: «Есенин для меня — это олицетворение настоя­щего русского характера и русской души. Правдивое «зеркало» целого народа».

Главное, что отмечают представители разных поколений в творчестве Сергея Алек­сандровича Есенина, — это изображение родного края, необыкновенная любовь к родине и родной земле.

Вот как говорят об этом представители старшего поколения.

«Для нас С. Есенин — это олицетворение Рязанщины. Любовь к родной земле — его ведущая тема. Мы воспитаны на стихах Есенина. Прошли годы, но и сейчас не угасла при­тягательная сила звонкого есенинского слова. Пусть же наше молодое поколение учится у него чистой, светлой любви к своему Отечеству».

Савина Ольга Николаевна, бабушка ученика 1Б класса

«Поэт, глазами которого мы видим красоту природы родного края. Он учит любить свою Родину, нежно и бережно относиться к ней».

Бабушка Жаворонкиной Дарьи, 4А, Илюхина Галина Владимировна

Для поколения родителей сегодняшних учеников также важно изображение родины, России в творчестве С. Есенина. И.В. Игнатова, мама ученика 4А класса, пишет: «Неска­занное, синее, нежное...», которое живёт в творчестве С.А. Есенина, в его стихах, прозе, созвучно душе всех россиян. Это мягкая, тихая страна — великая Русь, которая, «взмахнув крылами», превратится в «твердь» и станет опорой для всех живущих в ней народов. Мне хочется, чтобы мои дети жили в этой сильной стране — России».

Есенинский образ России, Родины понятен и ученикам: «Есенин для меня великий поэт, патриот и ранимый романтик. Его творчество наполнялось поэтической силой в «стране берёзового ситца». Есенин не просто поэт, он проникновенный, тонкий лирик, певец русской природы, знаток народного языка и народной души» (Шеина Алёна, 5А).

Действительно, родина и русская природа тесно связаны в творчестве С.А. Есенина. Это отмечают и дети, и взрослые.

«Есенин — это гордость и радость русской земли. Природа — любимый герой поэта. Она неотделима от человека, от его настроения, мыслей и чувств. Родная земля дала Есе­нину народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью. Поэт передает свою лю­бовь к родине через каждую строчку, через каждое слово. Его любовь к родине несравнима ни с чем. Есенин — сама свобода, жизнь» (Полякова Мария, 5А).

«Стихи Есенина — это целостный, неповторимый образец прекрасного, в котором мы видим красоту рязанских просторов. И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасы­вала судьба, его стихотворения всегда говорят нам об отчем доме, о родных полях, лугах и лесах. Его стихи открывают нам чудесный и таинственный мир родной природы, пол­ный многоцветных красок и живых звуков» (Савина Ольга, 7А).

«Есенин — прекрасный цветок, распустившийся на Рязанщине, описавший неброскую красоту родной земли, её людей, страдающий за судьбу страны и деревни. Поэзия Есенина многогранна. Поражает та нежность, с которой он пишет о любимой женщине, о матери» (Бабушка ученика 2Б класса Александра Санёва Татьяна Михайловна Григорьева).

«Я думаю, что родина видится Есенину прежде всего через её природу. Есенин — на­родный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Миллионам и миллионам россиян его творчество будет внушать уважение к старшему поколению, любовь к родной земле и её традициям, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»» (Джамал Са- бриевич Авдалян, папа ученика 2А класса).

Поражают глубиной восприятия творчества С. Есенина строки сочинения ученика 10 класса Дмитрия Буравлёва: «Читая произведения Есенина, видишь красоту русской де­ревни, природы и влюбляешься в неё. В этом нет ничего удивительного, так как все стихи поэта пропитаны любовью к Родине, её лесам, лугам.

Есенин передает свой патриотизм через каждую строчку, каждое слово. Его облик в стихотворениях непрост. То он деревенский парень, играющий на тальянке и воспеваю­щий родные рязанские просторы, то поэт-философ, рассуждающий о жизни, то хулиган, мечтающий о любви.

Для меня Есенин — сама свобода, вольность, жизнь. Его слова просты и понятны каждо­му. Читая стихотворения Есенина, представляешь поэта таким, какой он есть. Ещё Есенин для меня — любовь, природа, русская песня. Есенинские стихи то светлые и чистые, как род­ник, то звонкие и весёлые, то грустные и одинокие. Широта степных раздолий, синева озёр, шум зелёных дубрав не оставляют равнодушными никого, кто хотя бы раз прочитал стихот­ворения поэта. Его произведения наполнены задушевностью и одухотворённостью. В стихах Есенина переливаются краски, звуки, картины. В своих произведениях поэт необычайно открытый, искренний. У кого ещё можно встретить столько переполняющей душу любви, как у Есенина! Она особенно выражена в стихотворениях о природе, звучащих, будто музыка, помогающих в трудные минуты, успокаивающих и утешающих душу».

Оказывается, успокаивают и врачуют душу стихи Есенина не только старшим поко­лениям. Они помогают в наше нелёгкое время и молодым, и даже совсем юным. Многие взрослые любители поэзии Есенина говорят о том, что мелодичные стихотворения С. Есе­нина помогают им в жизни.

«Его простые русские стихи-размышления дают возможность забыть ежедневную суе­ту, современный скоростной ритм жизни, огромный поток информации. Всё это держит нас в постоянном напряжении. И жизнь наша — бег. Но стоит взять в руки небольшой томик С.А. Есенина, и ты оказываешься в российской глубинке. Поэт заставляет нас заду­маться о простых вечных истинах, обращает наше внимание на то, что радость приносят и дуновение ветерка, и шелест берёз...», — пишет Е.А. Жиркова, мама ученика 4А класса.

Учащиеся и их родители едины во мнении о народности поэзии Есенина, говоря об этой особенности стихов Есенина совершенно по-разному.

«Герой своего времени. Поэт, тонко и точно чувствующий и понимающий природу своей Родины, природу любви, человеческих чувств. Многие стихи С.А. Есенина и по сей день могут являться слоганами современной молодежи, а песни на стихи Есенина трево­жат сердца современных влюбленных. Человек Есенин — это рубаха — парень, живущий не «как все», — поэтому и казавшийся чудаком. Таких мало сейчас, «идущих против тече­ния», поэтому С. Есенин для меня — герой Нашего времени» (Елена Александровна Кила- сова, мама Софьи Киласовой, ученицы 1А класса).

«Есенин — задушевная песнь народа. Две самые дорогие ему темы — родные просторы и любовь, любовь в широком смысле этого слова. Они пленяют необычной чистотой выра­женного в них лиризма, основа которого, несомненно, лежит в мелодике народной песни» (Ольга Батракова, 7А класс).

«Уважаю его за близость к народу, за простоту» (Евгений Ашуров, 11 класс).

Результаты опроса показали, что общим для различных поколений читателей поэзии С. Есенина является преклонение перед действительно великим талантом нашего земляка в изображении родины, родной природы, любви к женщине, ко всему живому. Однако если у старших поколений на первом месте тема родины в творчестве поэта, то ученики больше говорят о любви С. Есенина к природе. Разность восприятия связана прежде всего с тем, что изучение творчества поэта ещё в 70-80-е годы XX века основывалось в основном на воспитании патриотических чувств подрастающих поколений, а позднее исследовате­ли жизни и творчества поэта, школьные учителя старались обращать внимание читателя на неординарность личности Есенина, своеобразие любовной, психологической и соци­альной лирики поэта. Возможность подхода к изучению творчества Есенина с различных точек зрения позволило молодым поколениям читателей формировать свой, индивиду­альный взгляд на произведения С.А. Есенина. Это чувствуется и в ответах учащихся.

«Есенин — загадка для меня. Мне непонятно до сих пор, как в нём уживались сразу два таких разных человека? С одной стороны, он буян (вспомните: «что похабник я и скан­далист»), а с другой — сентиментальный романтик: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть...»» (Елизавета Устратова, 11 класс).

«А для меня Есенин — философ! Вспомните, поэт сравнивает нас, живущих на Зем­ле, с цветами: «А люди разве не цветы?..» Цветы украшают землю. А теперь подумайте над своим предназначением...» (Оксана Ковалёва, 11 класс).

Многие из опрошенных называют С. Есенина своим любимым поэтом, гордятся тем, что он их земляк и считают, что он один из тех, кто прославил нашу Рязанскую землю.

«Сергей Есенин — это один из моих любимых поэтов. Его поэзия представляет собой прекрасный и неповторимый мир!

В стихах Есенина отражаются все чувства людей. Это любовь и ненависть, доброта и предательство. Даже природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живёт, действует, реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта» (Римма Владимировна Храмова, мама ученика 5Б класса).

«С. Есенин — мой любимый поэт. Поэзия С. Есенина — явление удивительное. В ней пре­дельная искренность авторского самовыражения, любовь к родной земле, живой и трепетный мир природы. Его стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них печаль большого серд­ца» (Екатерина Сергеевна Аль-Хаджи, мама ученика 1Б класса Айхама Аль-Хаджи).

«После знакомства с поэзией Есенина я вдруг стала замечать красоту окружающего мира, стала чаще слушать пение птиц, наблюдать за распускающимися деревьями... Поз­же, подрастая, я стала ценить и глубже понимать в его творчестве любовь к матери, к жен­щине, ко всему живому, что нас окружает в этом мире. Поэзия Есенина — это как глоток свежего воздуха, как глоток воды из родника, после которого дышится легко и свободно» (Валентина Гаврилова, ученица 7А класса).

Такие проникновенные строки не могли остаться только на бумаге. Результаты опроса об­суждались на совместном заседании методических объединений начальной школы и пред­метов гуманитарного цикла, в дальнейшем были внесены коррективы в преподавание твор­чества Сергея Есенина, а материалы, полученные в результате опроса, легли в основу про­веденного 3 октября, в день рождения поэта, общешкольного праздника, в котором приняли участие учащиеся, их родители, бабушки и дедушки и просто жители микрорайона.

Обращение к творчеству нашего земляка получило горячий отклик в сердцах детей и взрослых. На празднике звучали не только стихотворения поэта, но и стихи, написанные о Есенине учениками и учителями школы.

С. Есенину

Его стихами восхищались миллионы,

Подобное писать мог только он.

Так, как ему, не поклонялись фараонам,

Он царь, он Бог своих времён. 

Так коротка была его эпоха,

Он за успех свой честно отплатил,

Но вот судьба к нему была жестока —

Столь раннех! смерти он не заслужил.

И никогда его Россия не забудет,

Его настойчивых и дерзких строк.

Таких, как он, уж никогда не будет,

Чтоб от стихов — и мыслей взрыв, и чувств поток.

Стихом своим, открытым слишком,

Поэт поведал людям о себе,

Предстал он всем открытой книжкой,

Сказал и о своей любви к Оке...

О женщинах писал он и о муках,

Терзавших его сердце льдом,

О многом рассказал стихом: о людях,

О жизни, о мечтах, о самом сердцу дорогом.

Анастасия Мукомолова, 10 класс

 

Люблю в деревню ездить летом, 

 Хоть добираться нелегко.

Иду почти два километра, 

Но мне идти всегда легко.

Иду с горы сначала лесом, 

Он заколдованный стоит.

Таит в себе он неизвестность.

Мне кажется, там леший спит.

Потом иду широким полем. 

Вокруг такая тишина!

И церковь вновь на косогоре 

Видна из Константинова.

Там жил любимый мой поэт. 

Так это же почти что рядом...

Хоть много пролетело лет, 

Всё тем же вышито нарядом.

Здесь поднебесье голубое, 

Поют, меня встречая, птицы.

Вновь возвращаюсь я в былое, 

Листая мысленно страницы.

Земля — творение Господне, 

Природа — наша Божья мать.

Как в храм, мы все сюда приходим, 

Чтоб наши души очищать...

Виктория Лушакова, 11 класс

 
1564.jpg
Танец «Самовар» в исполнении учащихся 3-4 классов на празднике «Приглашение на день рождения С. Есенина». 2012 год
2345.jpg
Песни на стихи С. Есенина исполняет ученик 9А класса Федор Самсонов и вокальная группа «Школьное время», 2012 год

 Не любить Есенина нельзя,

Потому что он сама Россия,

Потому что он моя Рязань,

Край такой родной и сердцу милый!

Край, где бегал мальчиком босым,

Где стихи свои писать учился

И не мог не видеть он красы Края,

где крестьянином родился.

Был крестьянский сын, а стал поэт.

Константиново сменил он на столицу.

Двадцати восьми неполных лет

Побывал он даже за границей.

Сколько видел, сколько пережил...

Но Рязань по-прежнему любил,

До последних дней в своих стихах

Не любить Есенина нельзя!

В нём душа российская, родная!!!

Чабрикова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Идёт время. Одно поколение сменяет другое, ускоряется темп жизни, многое меняет­ся но неизменным остаётся признание таланта С.А. Есенина. Его творчество восхищает и удивляет своей удивительной простотой и глубиной мысли, поразительной близостью к народу, к русской душе, ко всему тому, что зовётся родиной, Россией.

 

 Светлана Лобачева,

руководитель школьного музея СЛ. Есенина средней общеобразовательной школы №43

(г. Рязань)

 ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮ С.А. ЕСЕНИНА - 10 ЛЕТ

О, край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звездам

Я школу проходил ...

С.А. Есенин

 

Рязань...Улица Есенина. Школа № 43, где есть музей знаменитого земляка.

Неудивительно, что вся атмосфера жизни в ней проникнута лиризмом и задушевно­стью есенинской поэзии. Школьный музей С.А. Есенина — это место, где каждый с трепе­том ощущает незримое присутствие самого поэта, легкое дыхание его волшебных строк... Именно отсюда начинается путешествие к глубинам истории родного края.

Музей был открыт 30 сентября 2003 года. Мы гордимся, что это первый музей нашего земляка в Рязани и пятый школьный музей в России.

Постоянно действующая экспозиция рассказывает посетителям о детских годах поэта, начале творческого пути, взлете поэтического таланта, последних годах жизни.

Внимание посетителей музея, особенно детей, привлекает макет деревенской избы, похо­жей на родной дом поэта в Константинове. С любовью собранные и сохраненные экспонаты (самовар, прялка, веретено, глиняная утварь, домотканые половики) дают возможность вос­создать всю теплоту деревенского очага, ощутить атмосферу доброты есенинской поэзии.

Музей не может существовать без непрерывной пропаганды накопленного материала, без привлечения к знакомству с этим материалом как можно более широкого круга посетите­лей. Именно на это и направлена обширная экскурсионная деятельность нашего музея.

Проведение обзорных и тематических экскурсий — лишь одно из направлений рабо­ты. Экскурсии ориентированы на возраст учащихся, уровень знаний, психологическую восприимчивость.

Знакомство с творчеством нашего известного земляка начинается еще в дошкольном возрасте, продолжается в течение всего периода обучения в школе.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками используются нетрадиционные формы проведения экскурсий. Формирование чувства любви к Родине происходит через игру, песни, сказки, загадки.

Очень важно для привлечения ребят к личности Есенина и его поэзии литературное краеведение, которое является составной частью работы музея.

У нашего школьного музея разнообразные формы работы. Наиболее заметной, яркой, за­поминающейся является работа по организации и проведению поэтических гостиных, ли­тературно-музыкальных композиций, вечеров, куда бывают приглашены рязанские поэты, писатели, есениноведы, артисты рязанских театров. Перед школьниками выступали И. Мура­вьев, выпускник школы, поэт и композитор, народная артистка России Зоя Белова, писатель Людмила Анисарова. Частый гость нашего музея — краевед-есениновед, член Международно­го общества «Радуница» Н.В. Обыдёнкин. Активными участниками всех мероприятий явля­ются не только гости, педагоги, ученики, но и родительская общественность.

Школьники на таких есенинских праздниках учатся любить родной край, воспитыва­ются нравственно, патриотически и эстетически.

Деятельность музея ведётся по различным направлениям: информирование, обучение, развитие творческих начал учащихся, общение и их отдых.

Доброй традицией стало проведение школьной Есенинианы, в которой задействовано всё школьное пространство. Есениниана — всегда незабываемый праздник, посвященный

певцу «страны березового ситца».

Учащиеся нашей школы активны в городских конкурсах «Есенинские родники», «Ря­занский венок Есенину». Юные любители поэзии открывают традиционные Есенинские чтения в Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина.

Традиционно, в рамках школьной Есенинианы, проводится ежегодный конкурс «Есе­нин в моей жизни». Ребята с удовольствием представляют свои стихи, рассказы, рисунки, рефераты и доклады.

В стенах музея ежегодно проводится конкурс чтецов. Победители представляют школу на различных городских есенинских мероприятиях.

Учащиеся нашей школы — талантливый, увлеченный народ. Среди них — участники и по­бедители различных литературных конкурсов. Например, в рамках Есенинианы — 2011 г. учащиеся 8 «А» и 3 «А» классов работали над исследовательским проектом «Бенефис одно­го экспоната», представленным к участию в XIV городском фестивале «Школьный музей». Оригинальное представление проекта было отмечено Дипломом победителя. Немало и тех, кто пробует выразить себя в поэтическом творчестве в духе есенинских традиций.

О чем пишут юные поэты? Обо всём, что их окружает, волнует и помогает познавать жизнь, — о родной земле, о близких и дорогих людях, о самих себе.

За последние годы поэтами школы создано достаточно много стихов. Часть из них легла в основу поэтического сборника «Я прозой сказать не могу...», который с радостью и волнени­ем был выпущен и представлен в 2012 году. Стихи собственного сочинения декламировались на ежегодном празднике «День рождения улицы Есенина», в ходе презентации сборника сти­хов на XV городском конкурсе «Школьный музей», на Межрегиональном детском музыкаль­но-поэтическом фестивале-конкурсе в с. Константинове «По-осеннему шепчут листья».

Одной из форм работы музея является подготовка и проведение радиопередач, в осно­ву которых положен разнообразный материал о жизни и творчестве поэта, самостоятельно

подобранный ребятами.

Школьный музей Есенина имеет опыт международного сотрудничества. Так, в 2009 году он радушно встречал в своих стенах французских школьников из г. Брессюира — города- побратима Рязани.

Ежегодно на базе школы Управление образования и молодежной политики админи­страции г. Рязани совместно с Научно-методическим центром по изучению и пропаганде наследия С. Есенина проводит городской открытый творческий конкурс «Есенинские уро­ки в школе». Педагоги нашей школы являются лауреатами конкурса.

В сентябре 2012 года в школе состоялось открытие городской экспериментальной пло­щадки «Воспитательный потенциал наследия С.А. Есенина и его реализация в системе «Школа-социум».

Научным руководителем данного инновационного социально-образовательного и культурно-просветительского проекта является О.Е. Воронова, профессор, доктор фило­логических наук РГУ имени С.А. Есенина, руководитель Научно-методического центра по изучению и пропаганде наследия С.А. Есенина.

Этот инновационный проект призван способствовать приобщению подрастающего поколе­ния к духовно-нравственным ценностям творчества С.А. Есенина, позволит повысить общий уро­вень культуры и укрепит взаимодействие школы с населением близлежащей территории.

5646.jpg

 Сергей Масленников, ученик 7 класса, победитель Детского есенинского музыкально-поэтического фестиваля-конкурса в с. Константинове «По-осеннему шепчут листья» в номинации «Декламация», 2013 г.

 65445.jpg

На открытии городской экспериментальной площадки выступали юные поэты школы, которые декламировали стихотворения собственного сочинения о С.А. Есенине, о Рязани и родной природе.

Смотрю на русскую березу, И сердце наполняет грусть: Когда-то также вот Серёжа Глядел на золотую Русь. Он видел избы вдоль пригорка, Красу великую Оки. И сердце наполняет гордость, Что мы с поэтом земляки.

Мукомолова Анастасия, 9 класс, 2011 г.

Прикосновение к Есенину очищает и возвышает, активизирует школьника в обще­ственном отношении, формирует гражданственность и патриотизм.

Мы всегда рады гостям. Приходите в любимый наш музей!