Педагогическая Есениана

Галина Фокина,

заместитель директора средней общеобразовательной школы №43

(г. Рязань)

ЕСЕНИНСКАЯ ТЕМА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ШКОЛА - СОЦИУМ»

Современная педагогика находится в состоянии поиска таких моделей обучения и воспитания, которые будут направлены на развитие личности ребенка с учетом его ин-дивидуальных и интеллектуальных возможностей. Сотрудничество школы и вуза на этом пути - важнейший фактор успеха.

Осмысливая задачи, поставленные перед школьным образованием временем и отражен-ные в содержании новых образовательных стандартов, каждая школа выбирает для себя четкий ориентир - в каком направлении развиваться. Обновление целей образовательного процесса во многом продиктовано изменением социокультурного пространства.

Наша школа - СОШ № 43 г. Рязани - находится на улице Есенина. Этот замечательный факт обязывает наш педагогический коллектив уделять особое внимание есенинской теме в учебно-воспитательном процессе.

Значительными вехами на этом пути стали открытие первого на Рязанской земле школьного музея С. А. Есенина (30 сентября 2003 г.), организация экскурсий и литератур-ных вечеров, встреч с интересными людьми, участие в ежегодном городском празднике «День рождения улицы Есенина».

И вот новый интересный замысел: начало работы над новым инновационным социально-образовательным и культурно-просветительским проектом «Воспитательный потенциал наследия С.А.Есенина и его реализация в системе «школа-социум»: муниципальная экспериментальная площадка взаимодействия школы с близлежащей городской территорией» во взаимодействии с Есенинским научным центром Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (научный консультант проекта - руководитель центра, доктор филологических наук, профессор О.Е. Воронова).

Почему мы избрали именно такое направление совместной деятельности? Проблемный анализ деятельности школы показывает, что для многих учителей характерна узко-предметная направленность деятельности, отсутствие стремления интегрировать свою деятельность и создавать совместные творческие проекты в системе «Школа-социум».

Поэтому деятельность школы будет направлена на формирование нового мышления учителя, внедрения современных образовательных технологий через социализацию учащихся и сотрудничество с населением города.

Одной из причин низкой эффективности сотрудничества в системе «Школа-социум» является нехватка практических рекомендаций по технике продуктивного сотрудничества в этом направлении в научно-методических материалах федерального, регионального и муниципального уровней.

Программа экспериментальной научно-методической работы школы ориентирована на реализацию проблемы: как сделать школу высокоорганизованным сообществом с про-грессивной системой ценностей и развитой культурой деятельности, позволяющими:

  • преодолеть изначальную отчужденность школы и социума;
  • сделать их реальными субъектами и настоящими партнерами по поводу собственного образования и воспитания в школе;
  • интегрировать образовательный процесс и управление им, сделав способы управления образовательным процессом средством формирования личностных компетентностей учащихся и педагогов;
  • обновить весь уклад школьной жизни с помощью внедрения деятельностного метода обучения и воспитания в практику работы школы, что обосновывается необходимостью реализации государственных образовательных стандартов нового поколения.

Основная идея опытно-экспериментальной работы - создание в школе сильной органи-зационной культуры, способной помочь растущему человеку стать субъектом собственной образовательной траектории, усвоить накопленные обществом нравственные ценности и образцы культурной деятельности, обрести себя в них и взрастить собственную культуру через реализацию программы школьного есениноведения. Планируется постепенно ввести мониторинг и комплексную оценку достижений ученика, его компетенций и способностей, внедрить документы, характеризующие успехи каждого ученика. Педагогический коллектив школы видит свое предназначение в формировании социально ответственной личности, патриота и гражданина, личности, способной реализовать себя в соответствии с потребностями социума, свободно ориентирующейся в мире и действующей в соот-ветствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Целью проекта является изучение и популяризация наследия С.А. Есенина как дей-ственного фактора патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания на основе укрепления взаимодействия школы с населением близлежащей территории.

В ходе эксперимента методические и личностные ресурсы будут направлены на ре-шение следующих задач:

приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям творчества С.А.Есенина;

раскрытие нравственно-педагогического потенциала творчества С.А.Есенина в прак-тике современной школы;

укрепление общественного статуса школы в глазах родительской общественности и населения прилегающей городской территории.

Предполагается, что данный инновационный социально-образовательный и культурно-просветительский проект будет способствовать созданию интегрированной модели со-циокультурного развивающего образовательного пространства взаимодействия школы и социума. В ходе эксперимента планируется совершенствовать содержание, формы и методы деятельности, направленные на формирование духовно-нравственных и граждан-ских качеств, патриотизма и любви к Родине, служащих основой выбора обучающимися жизненных идеалов и поведения в социальной среде.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЕСЕНИНИАНА

 

image001.jpg

Открытие школьного музея С.А. Есенина 

в средней школе №43 на улице Есенина в г. Рязани 30 сентября 2003 г. 

 

 

 

 

 

image002.jpg

Есенина, в школьном музее поэта средней школы №43 г. Рязани. Отрывок из поэмы «Анна Онегина» в

исполнении учащихся школы Константина Турбина и Яны Дубовицкой

 

 

 

 

 

 

 

Участие представителей школы № 43 г. Рязани в городском празднике «День рождения улицы Есенина», 2011г.

 

 

 

 

 

Планирование экспериментальной работы строится на основе нескольких этапов:

I этап - организационно - методический, который предполагает теоретическое обо-снование экспериментальной работы по взаимодействию школы и социума, организацию методической работы по формированию новых компетенций у организаторов.

II этап - практический. На данном этапе будут разрабатываться инновационные спосо-бы и технологии в системе «Школа-социум», скоординированный график взаимодействия всех участников эксперимента, обеспечивающего реализацию поставленных задач на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство школы.

III этап - заключительный, направленный на коррекцию организационной модели по результатам апробации, самоаудит экспериментальной деятельности.

Уже в этом году творчески мыслящие педагоги школы продумали цепь взаимно свя-занных педагогических событий, способных выступить интегрированным условием личностного развития и ребенка, и взрослого. Это такие мероприятия, как праздник бабушек «Бабушкины сказки», посвященный любимым бабушкам Сергея Есенина Агра-фене Панкратьевне и Наталье Евтеевне, совместное мероприятие со Спас-Клепиковским филиалом ГМЗ С.А. Есенина, посвященное 100-летию со дня окончания С.Есениным Спас-Клепиковской учительской школы и получения им свидетельства «Учитель школы грамоты», конкурс сочинений-интервью «Сергей Есенин глазами разных поколений моей семьи» (коллективное социологическое исследование) и многое другое. Именно такие активные формы дают возможность ребенку действовать творчески, обеспечивают инициативу и интерес. Наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, неза-бываемых дел становятся своеобразными вехами в учебно-воспитательном процессе.